«Денег нет, но вы держитесь» или Керчь сегодня. Как выглядит «Крым-наш»

За окном каждый вечер поют соловушки, упорно теплеет. И если с нашим приездом в Керчь, все вокруг говорило о  полносильном расцвете весны, то теперь с запахом первых свежескошенных городских газонов и явственно пригревающими лучами,  ощущается скорое лето. С потеплением и уходом ветров распахиваются окна домов и двери подъездов, город дружелюбно раскрывается.

Керчь  прекрасный тихий город, вытянувшийся вдоль моря. Практически с каждого  участка  морского берега видны порт и краны, рисуются образы  мощной судоходной промышленности. На горизонте водного простора  плотно посажены баржи, катера.

Что бросается в глаза, при первом путешествии через город?

 

Чистота и чистота ли. Ухоженность, аккуратность облика города отмечается и располагает сразу.  Ей не перестаешь удивляться и восхищаться выбравшись сюда из столицы и Петербурга.  Ни одного  лишнего, захламляющего улицу предмета, мало пыли, много урн. Но как водится, есть и обратная сторона – мусор мы все таки нашли, в прибрежной парковой полосе, представляющей собой  заросший склон под городской  набережной в районе чуть удаленном от центра. Причем впечатление, что просто весь мусор с города централизованно свозят сюда. Поэтому вид с набережной местами удручающий. Но нет, конечно не в туристическом районе, а в местах концентрации стареньких пятиэтажек керчан. Вид можете оценить сами.

На одной из центральных улиц

Центр города

Городская набережная на выезд из центра города

Прекрасный вид и реальность

Четвероногие. Сложилось впечатление, что Керчь – это рай для собак. Сколько их тут не сочтешь, но пока едешь до центра можно насчитать не менее десятка. Очевидно, что они неплохо живут бок о бок с людьми, сами не кидаются и народ не имеет явной опаски к нюхастым четвероногим, как случается частенько в том же Петербурге. Где стоит лишь паре-тройке собак поселиться в городском сквере, так тут же опасения и звонки в службу отлова.

Четвероногий ждет что перепадет, а археологи направились за хлебом

Архитектура. Первое впечатление, в которое погружаешься при въезде в Керчь, это советская архитектура, невысокая, светлая, приморская. В районе подъема на гору Митридат  и на центральных улицах еще сохранились миниатюрные домики XIX века, которые  пережили разграбление во время Крымской войны в 1855-56 годах. Но поскольку в годы Великой Отечественной войны, когда через город четырежды проходила линия фронта, в ходе кровопролитных боев город был почти уничтожен (ок. 80% зданий), восстановление же его проходило в послевоенные годы в характерных чертах сталинской архитектуры.

1812г.

Кинотеатр «Украина»

Но, при всей красоте, современное состояние города удручает. Выглядит он так, будто им и не занимались с восстановления  в 1945- 50-х годах, что вероятно, так и есть. Центр города, поддерживается в хорошем состоянии,  но практически все дома  в 5-10 минутах езды от центральной площади  нуждаются в реставрации: облупленная штукатурка, осыпающиеся балконы, трещины. Добротно и на совесть построенные для людей, они несмотря на состояние, создают ощущение, будто бродишь по улочкам детства.  Особенно трогают короткие и очень зеленые улицы-спуски к городской набережной, представляющие собой дома и дворы с обилием деревьев. Однако, когда заходишь внутрь, легко натыкаешься на особенности быта керчан.

Лестничные пролеты приморской пятиэтажки

Потребление электроэнергии на листочке в клеточку

Проживающие

В этот архитектурный ансамбль  города вписан и стадион, и университет, стоят  старенькие цилиндрические рекламные стенды с конусной крышей и кажется, что вот-вот наткнешься на автомат с газировкой или лоток с мороженным. Первые этажи многих зданий заняты магазинчиками. В районе рынка концентрируются и супермаркеты и распространённая торговля с рук медом, рыбой, газетами и рассадой. Возле центрального автовокзала в сквере по выходным раскидывается блошиный рынок.

Обычный подъезд

Надо учесть, я не занималась «специально» поиском таких домов. Вот этот стоит на ул. Орджоникидзе, просто по пути, когда мы выезжаем за продуктами

Вот еще один красивого вида дом, выглядит не новым, но аккуратным

 

Входим…и видим

?! Деревянная самодельная перегородка в коридоре. Открывать, скажу, не по себе.

Жильцы поставили новые двери, железные, но с учетом состояния полов, не трудно себе представить и состояние коммуникаций

Керченский стадион «Металлург» 1936 года постройки

Центральная часть города более обустроена кафе и магазинами нацеленными на туризм. Керчь, при очевидно шатко-валко нарастающем развитии туристического бизнеса, пока  мало похожа на город для потребительского времяпрепровождения. Еще не  погибло окончательно славное промышленное прошлое, хотя все для этого делается.

Что еще обращает на себя внимание, так это обилие  РФ-символики. Но впечатление, что ее размещали здесь по остаточно-пофигистическому принципу. То есть такая экономия и на этой, казалось бы важной для российской буржуазной власти PR-составляющей.  Центральные улицы вяло приукрашены флажками на домах и столбах, будто кто-то в течение пары часов по распоряжению сверху проехался по городу и распихал этих флагов, чтобы обозначить присутствие, скажем так. Все равно, что написать на заборах города «Крым-наш». То же отношение сквозит и в отношении домов. Приведены в пристойный вид административный здания и для приличия 1-2 возле них. Таким образом пожарная часть обязана своим новым «вырви глаз» обликом рядом стоящему зданию МВД и далее в том же духе. Конечно никакой речи о разрушенном почти городском бассейне, институте, вывеска которого представляет собой унылую растяжку-баннер, и пр. не идет, и так постоит. Покрасили пару зданий, вот акт нашей заботы, молодцы. Но выезжая из центра, трудно не обратить  внимание на эти катастрофические контрасты подновленных и совершенно разрушающихся домов, перемежающихся в линии застройки улиц.

Улица изнутри

Улица снаружи

Стыдно, там где видно. Фасад и торец спортивной детско-юношеской школы. Если торец не видать особо, то в общем то и зачем что-то делать…

Заводы, промышленность. Нередко на улицах Керчи можно встретить рекламные баннеры с  профилем ВВП  и его цитатой, несущей глубокую мысль о том, что Крым всегда славился как всесоюзная здравница и наша задача – развивать это направление, то есть снова таки, здравствуй оздаравливающий туризм и гостиничо-развлекательный бизнес. Но, применительно к Керчи эта фраза выглядит сущим издевательством. Город, который до войны насчитывал  169 промышленных предприятий: металлургия, судостроение, судоремонт, рыболовство, переработка рыбы, стекольное производство, железорудное производство, а после Великой Отечественной был развитым центром судостроительной и металлургической промышленности.  С развалом Советской власти,  промышленость здесь, как и по всей России и многим бывшим советским республикам пришла в упадок. Керченские пейзажи испещрены кровоточащими ранами разрушенных заводов, цехов.

http://tolik-belenko.livejournal.com/234039.html Вот здесь интересные цифры о предприятиях Керчи и  проценте населения, на них задействанных, для сравнения на 1965г. и 2007г. и частично 2014 г.  Не берусь оценить достоверность цифр, но облик Керчи  и ее предприятий на сегодня скорее их подтверждает.

Если сослаться на данные Википедии: «После упадка, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, город возобновил свой рост. В 1936 году сдаются в эксплуатацию рудник и обогатительная фабрика. В 1939 году заканчивается строительство железорудного комбината и почти одновременно тепловой электростанции и порта. К 1939 году население города превысило 100 тыс. человек.

Предприятия «Керчьрыбпром» и «Югрыбпромразведка» имели большой океанический рыболовный флот. В 1980 году только объединение «Керчьрыбпром» добывало 380 тысяч тонн рыбы, имея в составе до 48 крупнотоннажных рыболовных и рыбоперерабатывающих судов. Высокими темпами развивалось в городе жилищное и капитальное строительство. Вступили в строй два завода железобетонных изделий. Работали макаронная, кондитерская и швейные фабрики. Строились новые школы и детские сады. Открывались поликлиники и кинотеатры.

К началу 1980-х годов в городе работало 88 библиотек, 7 кинотеатров, 4 стадиона, 45 спортивных залов, плавательный бассейн.

На момент распада Советского Союза население города составляло более 174 000 человек».

По данным же википедии и разных новостных сводок, приоритет в экономике города сделан на перевалочных терминалах, утилизации отходов и развитии влияния сетевых ретейлеров, что совместно с вяло набирающим обороты туризмом выглядит, как подписания приговора городу.

Из разговоров с рабочими из местных жителей, тоже приходит информация.  По их словам, надежды на восстановление промышленности в ближайшее время крайне призрачны, так как, например,  вся внешняя работа морского  порта остановилась из-за санкций, а степень его функционирования на нужды Крыма ничтожно мала. Во многом встала и  металлургическая отрасль, потому как основной оборот и взаимодействие шло  с Украиной, а Россия пока не намерена развивать и поднимать  Крым в этом направлении, имея свои, уже успешно налаженные центры.  Поэтому самым жизнеспособным и практически единственно возможным путем  развития региона, как не печально, и власть и некоторые жители считают туристический бизнес.

Если визуализировать это больную не только для Керчи тему, но и для многих городов России, то здесь можно упомянуть уже известный в сети, с точки зрения «потерянного советского наследия»  Камыш-Бурунский железорудный комбинат некогда им. Серго Орджоникидзе, предприятие по добыче, обогащению и агломерации руд железа, построенное в 1932-39 гг.  С 2002 года предприятие находится в состоянии банкротства.

Трубы завода и вид на корпуса

Трубы, как говорят, пытались разобрать на строительство моста, но не пошло

Проходная. Однако, трудно сообразить, для чего она стоит, ибо рабочих корпусов на территории, свидетельствующих о пребывании человека, кроме самой проходной я пока не нашла

Кран «Кировец» одиноко стоящий и ржавеющий

Кран «Кировец»

Дороги и транспорт. Местные дороги, это то, что благодаря культурным поездкам на памятники археологии и истории, мы смогли прочувствовать крайне основательно. Есть два места, где можно ездить, это относительный центр города и  центральная трасса на Феодосию. Шоссе в остальные направления мы еще не освоили. Но зато дороги из Керчи, по микрорайонам и деревням прощупали  и прочувствовали на собственной подвеске основательно. И, соответственно, чем дальше, тем плачевнее зрелище. Рассказывать много нет смысла, проще проиллюстрировать.

Городская дорога

Медицина. Довелось побывать  в керченской  скорой помощи (ул. Карла Маркса 26). Все хорошо, все живы и здоровы и врачи со своими  нюансами все процедуры  сделали хорошо, с долей юмора и  отрешенной вовлеченности. Как бы фото скажут сами больше.

Условия гигиены

Аппарат из будущего?

Побеспокойтесь о себе сами, срочно)

Один небольшой образ из увиденного: В один прекрасный день сотрудники скорой, уже вконец сжалившись над поступающими больными, окинули пустые коридоры взглядом и подумали: «Надо бы обзавестись мебелью для людей, чтоб было б им хоть куда прислониться и присесть». Крепко задумались, почесали  голову  и нашли единственное видно решение, увенчавшееся вопросом: «Ребят, у кого что дома есть, а?» На том и порешили, кто что принес, то в коридорах и стоит.

 

Наблюдать здесь еще много чего можно и нужно. А основной посыл, который читается в отношении власти к городу хорошо известен… ну … вы же помните…«Денег нет, но вы держитесь». И все дружно вспомнили количество нулей в депутатских зарплатах.

P.S. Отдельно будет заметка про центральный район, чтобы не было впечатления, что я хочу показать ТОЛЬКО  критически разрушающееся состояние города. Будет и рынок и автовокзал и красивые здания, поглядим как там обстоят дела. А пока, как говорится, то, что взор стерпеть не смог…

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Спасибо. Как раз думали о том, что хватит показывать образы разрушающихся столиц — стоит посмотреть что там с периферией. В наших краях такое впечатление оставил Гдов, например. Но Керчь все-таки намного крупнее.

Добавить комментарий