Как рисовать историю? Или что такое археологический рисунок

Работа над рисунками индивидуальных находок. Крепость Узундара

  Так случилось мне счастливым образом, из художественно-педагогической стези перекочевать в научную, но ручкам то везде не до скуки. И художественно-рисовальный навык пригодился очень как кстати.
За прошедших два года удалось поработать с интереснейшим материалом. Для начала была серия средневековых и греко-бактрийских наконечников с крепости Узундара, с раскопок Бактрийского отряда в Средней Азии.

Железные наконечники стрел с крепости Узундара и наконечник дротика

Осенью была обширная коллекция вещей из Звенигородского арсенала с наконечниками стрел, пулями, кольчужными кольцами, элементами шатровых конструкций, обоймицами сабельных ножен.

Фрагмент серпа, подковы и наконечник стрелы. Селище Игнатьево

А потом в отрисовку пришли два шлема первой половины XVI века – уникальная для археологии Подмосковья находка.

Шлем с фрагментами кожаного чехла и элементами орнамента и науши

Шлем с элементами орнамента и обоймицы сабли

Потом снова были находки Узундары, уже в значительно большем количестве и разнообразии.

Железная ручка сосуда в форме протомы лошади и бронзовый браслет

Археологический рисунок мне сразу напомнил наш аналитический, когда мы на кафедре ДПИ на занятиях по композиции готовили рисунки растений, в которых требовалось отразить их сущностные качества, самые характерные черты, не вдаваясь в подробное объемно-реалистическое изображение. Здесь близко к тому – нужно выцепить самое главное, характерное в предмете и это перенести на лист, отсечь ненужные детали, тона, ржавчинки и пр., что потом будет препятствовать пониманию предмета с рисунка. Важно не перегрузить рисунок.
А еще, напомнил рисунки из учебников по биологии или атласы, где растения, грибы и т.п. давались в целостном представлении: листва, корень, цветки, плоды, семена и пр. и пр. Здесь тоже самое: предмет дается в нескольких видах, чтобы максимально передать его размеры и их соотношения , рисуются сечения.
Так же выполнение археологического рисунка схоже с техническим. Например, используются различные типы линий: сплошная линия – для края, контура, прерывистая – для обозначения ребер и переломов, пунктирной линией реконструируют недостающие детали.
Еще одна любопытная вещь из того, что пришлось освоить, это своеобразные условные обозначения материала. Есть ряд правил для изображения археологических предметов. Согласно первому, рисунок должен быть выполнен четко и точно, информативно. Если рисунков несколько, то они должны быть выполнены единообразно. Согласно второму, каждый материал, из которого предмет некогда был сделан, имеет свою штриховку, способ передачи объема и характерных черт материала. Для цветного металла это точкование, для керамики тоже. Для изображения дерева характерно использование волнистых линий, имитирующих его структуру. Железо изображают пересекающимися штрихами разной длинны, кожу – точкой и коротким штришками, создающими ощущение ворса, ткань – линиями, повторяющими направление и переплетение нитей.
Есть еще много интересных и важных особенностей изображения, например расположение предмета на рисунке: меч – острием вниз, наконечники стрел – вертикально, острием вверх, лук – вертикально и т.д.
Узнать больше об археологическим рисунке можно в статье А.С. Дементьевой «Основные правила выполнения археологических рисунков предметов вооружения» (Сборник материалов Проблемного совета «Военная археология» при Государственном Историческом музее, Выпуск 3. – М.: МедиаМир; Куликово поле, 2014.

Часто задают вопрос: «Зачем нужен рисунок, тратить столько времени, когда просто можно использовать фотографию?»
Здесь ответить не трудно. Археологические находки поступают в публикацию, в книги, статьи, сборники, и т.д. Те или иные археологические исследования включаются в общее информационное поле, где люди, работающие с подобным материалом и темой смогут использовать новые данные. Любая публикация должна сопровождаться фотографиями и рисунками. Почему и то и другое? Фотография передает реальную сохранность предмета и лишена некоторой субъективности рисунка. Рисунок же дает возможность отсечь ненужное (коррозии, рытвинки и т.п.), а так же подчеркнуть важное, например, более ярко обозначить линии орнамента, сделав его заметнее, дать реконструкцию предмета, основываясь на его размерах. В итоге изобразительный способ становится одной из важнейших составляющих подачи основных результатов исследований.
Не маловажный фактор, который приходится учитывать – публикация, это всегда деньги и не маленькие. Зачатую фотография смотрится удачно и информативно, при качественной полиграфии, но как только качество печати оказывается ниже, фотографии превращаются в темно серые пятна и силуэты, в которых мало что можно разглядеть. Здесь то рисунок и выходит на первый план.
Примечание: Все вещи специально указаны без масштаба

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий