Хроники узундаринского УАЗа. Путь в Узбекистан

Стоим на российско-казахской границе. На подъезде. Совсем недавно въезд-выезд с российской стороны представлял собой неимоверное сосредоточение ям и ухаб, своеобразное гостеприимство) В этом году решили подлатать и проложили грунтовку, которая лучше прежней дороги.

В закатном золоте въехали в Хромтау. В далёком 1940-и рабочий посёлок при горно — обогатительном комбинате, позже — один из крупнейших в мире мест по добыче хромитовой (содержащей хром) руды.

Патриот на фоне степей и терриконов близ города

Въезд в город

Дорога Казахстана

Утром достигли Байконура. Ветра, солнечный день космодром на горизонте.

Построен в 1955 г. и использовался как основной и крупнейший космодром СССР, вплоть до его распада, после чего космодром из союзной собственности перешёл в ведение ставшей независимой Республики Казахстан. Расположен в Кызылординской области.

Почему Байконур? В 1954 году работала комиссия по выбору места для строительства полигона, которая руководствовалась следующими критериями:

  • обширный, малонаселённый район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве (существовала необходимость отчуждения немалых площадей земли в районах падения ступеней ракеты, трасса полета не должна проходить над крупными населенными пунктами);
  • наличие железнодорожной магистрали для доставки различных грузов на полигон, в том числе блоков ракет;надёжные источники пресной воды для обеспечения полигона питьевой и технологической водой в больших объёмах;
  • расстояние между стартом ракеты и местом падения её головной части (полигон Кура на Камчатке) — не менее 7000 км.

Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона: Марийская АССР, Дагестан (западное побережье  Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали), Кызылординская область.. Имелся ещё один важный фактор: первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150—250 км, третий — отстоящий от старта по трассе полёта на 300—500 км. Этот фактор в конечном счёте и стал решающим: была выбран Кызылординская область, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском — в труднодоступной горной местности, в астраханском — один из пунктов пришлось бы размещать на акватории Каспийского моря.

Таким образом, для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии, Сырдарьи и железной дороги  Москва-Ташкент. Также преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору. Линейная скорость вращения Земли на широте Байконура составляет 316 м/с, на широте Плесецка — 212 м/с.

Проезжаем Шымкент, держим путь на Ялламу, на границу Казахско-узбекскую.

Город мы захватываем в основном краем, но уже ярко проявляется знакомая манера вождения и общения людей на дороге: много резких движений и громких звуков) проскакиваем мимо необъятного множества магазинчиков, кафе, ремонтов и причудливой современной архитектуры.

Шымкент — второй по численности населения и первый по занимаемой площади город в Казахстане. В 1930-х годах в Шымкенте построен свинцовый завод. На его долю приходилось 70 % от общего объёма свинца, производимого в СССР. Введены в эксплуатацию масложировой комбинат (МЖК), чулочная и зеркальная фабрики. В 1932 году создана база сельскохозяйственной авиации, положившая начало созданию и развитию городского аэропорта.

В годы Великой Отечественной войны Шымкент стал одним из городов СССР, куда был эвакуирован ряд промышленных предприятий страны. Из прифронтовой полосы сюда было перебазировано 17 заводов и фабрик. Город производил запасные части к танкам, снаряды, металл, свинец, оптические приборы и другую продукцию.

Продолжение следует…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий